Паскаль для школьников (2-е изд.) - Эта книга является не учебником, а скорее помощником при изучении языка программирования Паскаль, который на уроках информатики изучают все школьники. Она составлена из уроков, посвященных практическим вопросам программирования и решению задач. На многочисленных примерах показано, как разрабатывать алгоритмы, написать собственные программы, сделать правильное оформление ее текста. Советы и примечания помогают читателю обратить внимание на важные детали, позволяя избежать подводных камней и более эффективно писать программы. Книга подготовлена преподавателями информатики в школе, имеющими большой опыт многолетней практической работы. Во второе издание добавлено несколько новых глав, посвященных записям, динамическим переменным, стеку, очереди и спискам. Также освещена одна из самых сложных тем в программировании - построение рекурсивных алгоритмов.
Название: Паскаль для школьников (2-е изд.) Автор: Ушаков Д. М., Юркова Т. А. Издательство: Питер Год: 2011 Страниц: 314 Формат: PDF Размер: 15 МБ ISBN: 978-5-4237-0170-3 Качество: Отличное Язык: Русский
Содержание:
Предисловие ко второму изданию Вступление От издательства Тема 1. Как написать простую программу на Паскале Урок 1.1. Выводим сообщение на экран дисплея Урок 1.2. Как заложить эту программу в компьютер Этапы создания компьютерной программы Урок 1.3. Оформление текста на экране Выводы Контрольные вопросы Тема 2. Как включить в работу числовые данные Урок 2.1. Начнем с простого: целые числа Понятие переменной Тип Integer. Оператор присваивания. Вывод на экран Операции с типом Integer Стандартные функции типа Integer Как представляются переменные целого типа в памяти компьютера Урок 2.2. Включаем в работу вещественные числа Описание вещественного типа данных (real) Форматы записи вещественных переменных Вещественные операции Стандартные функции типа геа! Запись математических выражений Как представляются переменные вещественного типа в памяти компьютера Урок 2.3. Как совместить переменные целого и вещественного типа Преобразование типов Правила приоритета в выполняемых действиях Действия над данными разных типов Урок 2.4. Ввод и вывод данных Вводим переменные с клавиатуры Красивый вывод на экран Задание значений переменных датчиком случайных чисел Урок 2.5. Зачем нужны константы в программе? Выводы Контрольные вопросы Тема 3. Учимся работать с символами Урок 3.1. Как компьютер понимает символы Кодовая таблица ASCII Описание типа Char и стандартные функции Урок 3.2. Тип Char - порядковый тип! Выводы Контрольные вопросы Тема 4. Джордж Буль и его логика Урок 4.1. Необходим еще один тип - логический! Логический тип данных (Воо! еап) Операции отношения Ввод-вывод булевских переменных Урок 4.2. Логические (булевские) операции Логическое умножение (конъюнкция) Логическое сложение (дизъюнкция) Исключающее ИЛИ (сложение по модулю 2) Логическое отрицание (инверсия) Применение логических операций в программе Приоритет логических операций Выводы Контрольные вопросы Тема 5. Анализ ситуации и последовательность выполнения команд Урок 5.1. Проверка условия и ветвление в алгоритме Полная и неполная форма оператора if Оформление программ Урок 5.2. Блоки операторов Урок 5.3. Ветвление по ряду условий (оператор case) Выводы Контрольные вопросы Тема 6. Многократно повторяющиеся действия Урок 6.1. Оператор цикла for Оператор for с последовательным увеличением счетчика Оператор fOJ' с последовательным уменьшением счетчика Урок 6.2. Применение циклов со счетчиком Цикл в цикле Трассировка Вычисление суммы ряда Выводы Контрольные вопросы Тема 7. Циклы с условием Урок 7.1. Цикл с предусловием Описание цикла с предусловием Приближенное вычисление суммы бесконечного ряда Возведение числа в указанную целую степень Урок 7.2. Цикл с постусловием Описание цикла с постусловием Использование циклов repeat и while Относительность выбора операторов while и repeat Выводы Контрольные вопросы Тема 8. Массивы - структурированный тип данных Урок 8.1. Хранение однотипных данных в виде таблицы Основные действия по работе с массивами Описание массива на языке Паскаль Заполнение массива случайными числами и вывод массива на экран Создание пользовательского типа данных Поиск максимального элемента массива Вычисление суммы и количества элементов массива с заданными свойствами Урок 8.2. Поиск в массиве Определение наличия в массиве отрицательного элемента с использованием флажка Определение наличия в массиве отрицательных элементов путем вычисления их количества Нахождение номера отрицательного элемента массива Урок 8.3. Двумерные массивы Выводы Контрольные вопросы Тема 9. Вспомогательные алгоритмы. Процедуры и функции. Структурное программирование Урок 9.1. Конструирование алгоритма «сверху вниз» Практическая задача с использованием вспомогательных алгоритмов Урок 9.2. Пример работы с функцией: Поиск максимального элемента Выводы Контрольные вопросы Тема 10. Как работать с символьными строками Урок 10.1. Работаем с цепочками символов: тип String Описание строковой переменной Основные действия со строками Урок 10.2. Некоторые функции и процедуры Паскаля для работы со строками Использование библиотечных подпрограмм работы со строками Выводы Контрольные вопросы Тема 11. Процедуры и функции с параметрами Урок 11.1. Простые примеры использования подпрограмм с пара метрами Простейшие процедуры с параметрами Формальные и фактические параметры Простейшие функции с параметрами Урок 11.2. Способы передачи параметров Выводы Контрольные вопросы Тема 12. Файлы: сохраняем результаты работы до следующего раза Урок 12.1. Как работать с текстовым файлом Открытие файла для чтения Открытие файла для записи Урок 12.2. Сохранение двумерного массива чисел в текстовом файле Сохранение числовых данных в текстовом файле Сохранение массива чисел в текстовом файле Дописывание информации в конец файла Выводы Контрольные вопросы Тема 13. Графический режим работы. Модуль Graph Урок 13.1. Включаем графический режим работы Особенности работы с графикой Переключение в графический режим видеоадаптера Урок 13.2. Продолжаем изучать возможности модуля Graph Рисование линий средствами модуля Graph Рисование окружностей средствами модуля Graph Выводы Контрольные вопросы Тема 14. Операторы, изменяющие естественный ход программы Урок 14.1. Использование оператора безусловного перехода goto Урок 14.2. Операторы, изменяющие ход выполнения цикла Оператор break Оператор сопtiШlе Выводы Контрольные вопросы Тема 15. Группируем данные: записи Урок 15.1. Описание типа данных record Урок 15.2. Когда и как разумно использовать записи Создание собственного типа данных - запись Массив записей Оператор при соединения with Пример выбора структуры данных Записи записей Выводы Контрольные вопросы и задания Тема 16. Аинамические переменные Урок 16.1. Выделение памяти Урок 16.2. Адреса Урок 16.3. Указатели Указатели на отдельные переменные Указатели на блоки переменных Урок 16.4. Динамическое выделение памяти New и Dispose Динамическое выделение памяти для массивов GеtМеш и FгееМеш Обращение к элементам массива, созданного динамически Массив переменной длины Выводы Контрольные вопросы Тема 17. Аинамические структуры данных. Стек Урок 17.1. Опишем тип данных Урок 17.2. Создание стека и основные операции со стеком Добавление элемента в стек (Push) Извлечение элемента из стека (Рор) Проверка стека на пустоту (StасkIsЕшрtу) Урок 17.3. Использование стека Программирование стека при помощи массива Выводы Контрольные вопросы и задания Тема 18. Динамические структуры данных. Очередь Урок 18.1. Принцип работы и описание типа данных Урок 18.2. Основные операции с очередью Добавление элемента в очередь (EnQueue) Извлечение элемента из очереди (DeQueue) Проверка очереди на пустоту (QuеuеIsЕшрtу) Урок 18.3. Использование очереди Программирование очереди при помощи массива Выводы Контрольные вопросы Тема 19. Динамические структуры данных. Однонаправленный список Урок 19.1. Описание типа данных и принцип работы Урок 19.2. Основные операции с однонаправленным списком Последовательный просмотр всех элементов списка Помещение элемента в список Удаление элемента из списка Урок 19.3. Обработка списков Целесообразность использования однонаправленного списка Выводы Контрольные вопросы Тема 20. Рекурсия Урок 20.1. Описание принципа Урок 20.2. Ханойские башни Урок 20.3. Структура рекуррентной подпрограммы Урок 20.4. Пример рекуррентного решения нерекуррентной задачи Урок 20.5. Пример рекуррентного решения рекуррентной задачи Выводы Контрольные вопросы Приложение 1. Элементы блок-схем Приложение 2. Задачи Iпtеgег. Описание. Ввод. Вывод. Операции Real. Описание. Ввод. Вывод. Операции и функции Real. Запись и вычисление выражений Char. Описание. Ввод. Вывод. Функции Вооlеаn. Запись выражений Вооlеаn. Вычисление выражений If. Простые сравнения. Мiп/шах/средний If. Уравнения и неравенства с параметрами For. Перечисления For. Вычисления со счетчиком цикла For. Перебор со сравнениями While-Repeat. Поиск While-Repeat. ряды Графика. Прямые Графика. Окружности Массивы. Заполнение, вывод, сумма/количество Массивы. Перестановки Массивы. Поиск Массивы. Проверки Массивы. Максимумы Подпрограммы без параметров Строки. Часть 1 Строки. Часть II Подпрограммы с параметрами. Часть I Подпрограммы с параметрами. Часть II Подпрограммы с параметрами. Часть III Файлы Однонаправленный список Рекурсия