Книга посвящена языку QuickBASIC 4.5 - наиболее популярному средству для обучения основам программирования в учебных заведениях России. Этот язык стал стандартом de facto для всех компиляторов языка BASIC. Набор управляющих операторов и конструкций языка QuickBASIC поддерживают самые современные языки программирования компании Microsoft: Visual BASIC for Windows и Visual BASIC for Application. В легкой и непринужденной манере в книге рассказывается о среде программирования QuickBASIC, приводится описание всех операторов и функций языка, дается понятие о том, что такое хороший стиль программирования и как стать поклонником языка BASIC. Помимо преподавателей и учащихся, она будет полезна начинающим и опытным программистам, работающим с языком BASIC.
Название: Программируем на языке QuickBASIC 4.5 Автор: Зельднер Г. А. Издательство: ABF Год: 1996 Страниц: 432 Формат: DJVU Размер: 4,20 МБ ISBN: 5-87484-059-1 Качество: Отличное
Содержание:
BASIC - НАДЕЖДА И ОПОРА GWBASIC - первое поколение языка QuickBASIC - второе поколение языка Visual BASIC - третье поколение языка О чем же эта книга? 1. СРЕДА ПРОГРАММИРОВАНИЯ Программы и компьютеры Интерпретатор + Компилятор = QuickBASIC Начинаем работу… или что нужно для начала Знакомимся со средой программирования Как нам обустроить QuickBASIC Драйвер русских букв Программы-оболочки Переключатель Задач 2. ОСНОВЫ ЯЗЫКА BASIC Алфавит языка Типы данных Данные и их типы Числовые типы данных Символьные типы данных Пользовательские типы данных (записи) Константы Неименованные константы Именованные константы Переменные Имена переменных Переменные числового типа Переменные символьного типа Переменные пользовательского типа данных Переменные-массивы Большие динамические массивы Выражения и операции Арифметические операции Возведение в степень (^) Присвоение знака числу (-) Умножение и деление (*, /) Целочисленное деление (\) Нахождение остатка (MOD) Сложение и вычитание (+, -) Порядок вычисления выражений Переполнение и деление на ноль Операции отношения Логические операции Функциональные операции Строковые операции Конкатенация (сложение) строк Сравнение строк Операторы передачи управления Операторы цикла FOR…NEXT DO…LOOP WHILE…WEND Условные операторы IF…THEN…ELSE SELECT…END SELECT Избегайте устаревших конструкций Как получить код нажатой клавиши Как выйти из цикла по условию Как избежать синдрома "ёжика в тумане" Как правильно "разветвиться" Ввод и вывод значений Ввод значений INPUT LINE INPUT INPUTS Вывод значений PRINT PRINT USING LPRINT и LPRINT USING LOCATE Почему BASIC не выговаривает русскую букву "р" Модульное программирование Функция DEFFN Процедура FUNCTION Процедура SUB Рекурсия Границы использования переменных и констант Глобальные переменные и константы Локальные переменные и константы Совместно используемые переменные Переменные в функции DEF FN Параметры в процедурах SUB и FUNCTION Использование включаемых (INCLUDE) файлов Построение многомодульной программы Исходный текст на языке BASIC Построение Quick-библиотеки 3. ОПЕРАТОРЫ ОПИСАНИЯ CONST DEFтип DIM REDIM LBOUND UBOUND TYPE OPTION BASE COMMON Использование именованного блока COMMON COMMON и .EXE файлы DATA READ RESTORE 4. ОПЕРАТОРЫ ПЕРЕДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ Операторы цикла FOR…NEXT WHILE…WEND DO…LOOP Проверка выражения в начале цикла Проверка выражения в конце цикла Условные операторы IF…THEN…ELSE Блочная форма Линейная форма Логика работы при блочной и линейной форме SELECT…END SELECT Подпрограммы GOSUB…RETURN Функции DEFFN Линейная форма Блочная форма Логика работы при блочной и линейной форме Процедуры FUNCTION Рекурсивные процедуры FUNCTION SUB Передача параметров в процедуры SUB и FUNCTION FUNCTION или SUB - проблема выбора Другие управляющие операторы END EXIT STOP SYSTEM 5. ВВОД-ВЫВОД НА ВНЕШНИЕ УСТРОЙСТВА Клавиатура INPUT LINE INPUT INPUTS INKEYS Экран PRINT PRINT USING Форматы для вывода символьных значений Форматы для вывода числовых значений WRITE LOCATE CSRLIN POS SPC TAB WIDTH Файлы OPEN CLOSE RESET GET PUT INPUT # LINE INPUT # INPUTS PRINT #, PRINT # USING WRITE BSAVE BLOAD EOF LOF FIELD LSET, RSET FILEATTR FREEFILE IOCTL IOCTLS LOC LOCK…UNLOCK SEEK SEEK Принтер LPOS LPRINT, LPRINT USING Порты INP OUT OPEN COM STICK STRIG WAIT 6. ГРАФИКА И ЗВУК Графика CLS COLOR Номера экранных цветов Описание экранных режимов PALETTE, PALETTE USING PCOPY SCREEN (функция) SCREEN (оператор) VIEW PRINT VIEW WINDOW CIRCLE LINE PRESET PSET DRAW Команды движения относительно текущей точки Команды установки угла, цвета и масштаба Вызов подкоманды PAINT GET PUT POINT PMAP 3-х мерные объекты в текстовом режиме Объемные кнопки Рамки и тени Поля для ввода данных Библиотеки для работы с изображениями PCX Programmer's ToolKit VEGX for QuickBASIC Звук и музыка BEEP PLAY Команды октавы и тона Команды длительности и темпа Переключения звучания на основное или фоновое Вызов подкоманды SOUND Работа с оцифрованным звуком QB SoundBlaster ToolKit 7. ПРОЧИЕ ОПЕРАТОРЫ ЯЗЫКА SLEEP REM SWAP ERASE CLEAR 8. ВСТРОЕННЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ И ФУНКЦИИ ОБРАБОТНИ ДАННЫХ Математические функции ABS ЕХР LOG MOD SGN SQR ATTM COS SIN TAN Секанс и другие RANDOMIZE RND Функции обработки числовых и символьных данных Функции округления FIX INT Преобразование типов данных CINT CLNG CSNG CDBL CHR$ ASC Упаковка данных CVI, CVL, CVS, CVD MKI$, MKL$, MKS$, MKD$ Функции обработки символьных строк LCASE$ UCASE$ LTRIM$ RTRIM$ SPACE$ STRING$ INSTR LEFT$ RIGHT$ MID$ (функция) MID$ (оператор) HEX$ OCT$ STR$ LEN 9. ДОСТУП К АБСОЛЮТНЫМ АДРЕСАМ DEFSEG PEEK POKE SADD SETMEM VARPTR и VARSEG VARPTR$ Доступ к клавишам-переключателям и модификаторам 10. ОТСЛЕЖИВАНИЕ СОБЫТИЙ, ОБРАБОТКА ОШИБОК И ТРАССИРОВКА Отслеживание событий ONCOM (n) СОМ (п) ONKEY (n) KEY KEY (n) ON PEN PEN ON, PEN OFF, PEN STOP ON PLAY (n) PLAY PLAY ON, PLAY OFF, PLAY STOP ONSTRIG (n) ONTlMER (n) TIMER ON, TIMER OFF, TIMER STOP ONUEVENT UEVENT ON, UEVENT OFF, UEVENT STOP Обработка ошибок и трассировка ON ERROR ERDEVh ERDEVS ERLmERR ERROR RESUME TRONhTROFF 11. СВЯЗЬ С DOS Передача управления другой программе CHAIN SHELL RUN Работа с датой и временем DATE$ (функция) DATE$ (оператор) TIME$ (функция) TIME$ (оператор) TIMER Работа с файловой системой CHDIR MKDIR RMDIR FILES KILL NAME Работа с окружением DOS COMMAND$ ENVIRON ENVIRON$ 12. РАСШИРЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ QuickBASIC 4.5 Работа с системными прерываниями в QuickBASIC Ввод малой русской буквы "р" Прокрутка текстового экрана Интерфейс с драйвером мыши Функция 0: Текущее состояние драйвера мыши Функция 1: Включить курсор мыши Функция 2: Погасить курсор мыши Функция 3.: Прочитать координаты курсора и статус кнопок Функция 4: Установить координаты курсора мыши Функция 5: Прочитать статус нажатой кнопки Функция 6: Прочитать статус отпущенной кнопки Функция 7: Ограничить горизонтальное перемещение курсора. Функция 8: Ограничить вертикальное перемещение курсора ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Описание Главного Меню QuickBASIC 4.5 МЕНЮ FILE (ФАЙЛЫ) NEW PROGRAM (Новая программа) OPEN PROGRAM (Открыть программу) MERGE (Объединение) SAVE (Запись) SAVE AS (Записать как…) SAVE ALL (Записать все) CREATE FILE (Создать файл) FILE LOAD (Загрузить файл) FILE UNLOAD (Выгрузить файл) PRINT (Печать) DOS SHELL (Временный выход в DOS) EXIT (Выход) МЕНЮ EDIT (РЕДАКТИРОВАНИЕ) UNDO (Отменить) CUT (Вырезать) COPY (Копировать) PASTE (Вставить через буфер) CLEAR (Очистить) NEW SUB (Новая процедура SUB) NEW FUNCTION (Новая процедура SUB) МЕНЮ VIEW (ПРОСМОТР) SUBs (Процедуры) NEXT SUB (Следующая процедура) SPLIT (Разделение) NEXT STATEMENT (Следующий оператор) OUTPUT SCREEN (Выходной экран) INCLUDED FILE (Включенный файл) INCLUDED LINES (Включенные строки) МЕНЮ SEARCH (ПОИСК) FIND (Поиск) SELECTED TEXT (Выделенный текст) REPEAT LAST FIND (Повторить последний поиск) CHANGE (Замена) LABEL (Метка) МЕНЮ RUN (ЗАПУСК) START (Запуск) RESTART (Перезапуск) CONTINUE (Продолжить) MODIFY COMMANDS (Изменить переменную COMMANDS) MAKE EXE FILE (Сделать EXE файл) MAKE LIBRARY (Сделать библиотеку) SET MAIN MODULE (Установить главный модуль) МЕНЮ DEBUG (ОТЛАДКА) ADD WATCH (Добавить наблюдение) INSTANT WATCH (Установить наблюдение) WATCHPOINT (Точка наблюдения) DELETE WATCH (Стереть наблюдение) TRACE ON (Включить трассировку) HISTORY ON (История включена) TOGGLE BREAKPOINT (Точка прерывания) CLEAR ALL BREAKPOINTS (Стереть все точки прерывания) BREAK ON ERRORS (Обрыв на ошибках) SET NEXT STATEMENT (Установить следующий оператор) МЕНЮ CALLS (ВЫЗОВЫ) МЕНЮ OPTIONS (ОПЦИИ) DISPLAY (Экран) SET PATHS (Установить пути) RIGHT MOUSE (Правая кнопка мыши) SYNTAX CHECKING (Проверка синтаксиса) FULL MENUS (Режим полного меню) МЕНЮ HELP (ПОМОЩЬ) HELP INDEX (Индекс помощи) HELP TABLE of CONTENTS (Таблица содержания файлов помощи) HELP TOPIC (Описание) HELP on HELP (Справка о помощи) ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Запуск, редактирование и отладка программы Ключи запуска среды QB из командной строки DOS Клавиши редактирования Клавиши прокрутки текста Клавиши выбора текста Вставка, копирование и стирание текста Клавиши просмотра Клавиши поиска Клавиши запуска и отладки Клавиши помощи ПРИЛОЖЕНИЕ 3. КОДЫ ОШИБОК ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Ограничения QuickBASIC Имена, символьные строки и числа Массивы Процедуры и файлы Редактирование ПРИЛОЖЕНИЕ 5. ASCII-коды, Скан-коды ASCII-коды Символы псевдографики для рисования рамок и таблиц Скан-коды клавиатуры ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Типы дисплеев и экранные режимы Описание экранных режимов SCREEN SCREEN 0 SCREEN 1 SCREEN 2 SCREEN 3 SCREEN 4 SCREEN 7 SCREEN 8 SCREEN 9 SCREEN 10 SCREEN 11 SCREEN 12 SCREEN 13 ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Словарь зарезервированных слов ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Метакоманды Метакоманды SSTATIC и SDYNAMIC Метакоманда SINCLUDE ПРИЛОЖЕНИЕ 9 Что почитать о языке BASIC Журнал "Монитор" Журнал "Мир ПК" Журнал "Компьютер Пресс" Журнал "Персональные программы" Газета "СофтМаркет" Книги издательства "ABF" ИНДЕКС